Алтайский край г.Новоалтайск, ул. Дорожная, 42
Твердотопливные котлы типа КВр-(КБ):
8 (385 32) 61-4-75
ooo.fakel@list.ru
Оборудование, материалы и комплектующие:
8 (385 32) 61-3-40
8 (3852) 22-32-83
mkt-43@mail.ru
Для обеспечения нормальной работы котла необходимо непрерывно подавать в топку к горящему топливу воздух, обеспечивать определённую скорость движения горючих газов по газоходам котла и удалять из котла в атмосферу продукты горения. Движение воздуха и дымовых газов в котле осуществляется с помощью тягодутьевых устройств. Тягодутьевые устройства котельной включают в себя дутьевой вентилятор, дымосос и дымовую трубу.
ВЕНТИЛЯТОРНОЕ ДУТЬЁ
- Вентиляторное дутьё применяют в зависимости от рода сжигаемого топлива, конструкции топки и величины теплового напряжения. Статическое давление в воздухоподводящих устройствах должно быть в среднем 60÷80 мм вод. ст. при сжигании твёрдых топлив и достигать значительно больших значений – до 300 мм вод. ст. - при сжигании газообразных и особенно жидких топлив.
- Вентиляторное дутьё при сжигании твёрдых топлив служит для преодоления сопротивления топочной решётки, слоя топлива и его шлака.
- Для большинства топочных устройств воздух, подаваемый для горения, не подогревается. В ряде случаев, например при сжигании топлива на механических решётках или в виде пыли, воздух необходимо подогревать; в таких случаях, как правило, устанавливают воздухоподогреватели.
- Воздух следует забирать как непосредственно из котельной, так и снаружи, чтобы не создавать в помещении повышенного разрежения.
- Дутьевые вентиляторы (как правило центробежные) подбирают по производительности и необходимому напору, для преодоления сопротивления на выходе из воздухоподводящего устройства (динамическое давление) и суммы сопротивлений установки, складывающихся из местных сопротивлений и сопротивления трения в воздуховодах, зольнике и решётке со слоем топлива (статическое давление).
- При подборе вентилятора полное давление рекомендуется увеличить на 10%.
- Усиливая дутьё воздуха под решётку и тягу, можно ввести в топку больше воздуха. Кислород воздуха, проходя по слою топлива и вступая в реакцию, распределяется на большое количество струек и увеличивает скорость горения. Забрасывая в топку больше топлива, получаем больше теплоты. Однако необходимую толщину слоя топлива следует держать в установленных пределах, чтобы избежать неполноты горения или большого избытка воздуха. Увеличить количество сжигаемого топлива, т.е. повысить мощность топки, можно в результате увеличения разрежения в топочном пространстве или давления в воздухоподводящем устройстве. При сжигании газообразных, жидких и твёрдых не шлакующихся видов топлива, в частности дров, мощность топок увеличивается с повышением разрежения в топочном пространстве (но не более 8 мм вод.ст ); во всех остальных случаях увеличивают давление в воздухоподводящем устройстве, т.е. устраивают искусственное вентиляторное дутьё.
- Для уменьшения длины воздухоподводящих каналов дутьевые агрегаты располагают по возможности вблизи обслуживаемых ими котлов. Для осмотра, ремонта и обслуживания агрегатов между ними оставляют проходы шириной не менее 700мм.
- Каждый вентилятор для отключения от общей сети воздуховодов должен иметь заслонку, как на всасывающем, так и на нагнетательном патрубке.
- Воздуховоды, присоединяемые к дутьевым вентиляторам и котлам, могут быть подземными или надземными. Подземные воздуховоды выполняют прямоугольного сечения из кирпича или бетона. Надземные воздуховоды чаще всего бывают металлические прямоугольного или круглого сечения.
- Воздуховоды рассчитывают исходя из скорости движения воздуха в пределах 6÷10 м/сек.
- Воздуховоды, подводимые к отдельным котлам, снабжают заслонками, позволяющими регулировать и прекращать подачу воздуха.
- В котельных устанавливают индивидуальные (по агрегатному принципу) и групповые вентиляторы. По групповой установке предусматривают два дутьевых вентилятора, каждый из которых рассчитывают на 60%-ную от максимальной нагрузки (в отопительно – производственных) и на 100%-ную нагрузку (в производственных котельных).
- В отопительных котельных применяют вентиляторы низкого или среднего давления.
Вентиляторы общепромышленные (стандартное исполнение) | |||||||
Общий вид |
Типоразмер вентилятора, (консруктивное исполнение) |
Параметры в рабочей зоне(для синхронной частоты вращения двигателя) |
Двигатель
|
Частотавращения,(об./мин) |
Масса*,(кг) |
||
Производительность,(м³/час) | Полноедавление,(Па) | Типоразмер* | Мощность,(кВт) | ||||
Вентиляторы низкого давления ВР80-75 (ВЦ4-75) 85-77, исполнение 1 |
|||||||
|
№ 2,5 |
420 – 1100 | 260 – 120 | 0,25 | 1500 | ||
900 – 1700 | 550 – 200 | 0,37 |
3000 |
||||
800 – 1800 | 740 – 310 | 0,55 | |||||
880 – 2300 | 1050 – 440 | АДМ71А2 | 0,75 | 23,1 | |||
Вентиляторы среднего давления ВР280-46 (ВЦ14-46), исполнение 1 |
|||||||
|
№ 2,5 |
1000 – 2000 | 415 - 460 | АДМ 71А4 | 0,55 |
1500 |
35,0 |
900 – 2800 | 1000-1300 | АИР 80В2 | 2,2 |
3000 |
47,0 |
||
2000 – 3200 | 1700-2000 | АИР 90L2 | 3,0 | 47,0 | |||
2000 – 4200 | 1700-2000 | АИР 100S2 | 4,0 | 65,0 | |||
2000 – 4500 | 1700-2000 | АИР 100L2 | 5,5 |
71,0 |
|||
Вентиляторы дутьевые ВД |
|||||||
|
ВД – 2,8 |
1300 | 700 | АДМ100S4 | 3,0 | 1500 |
73,0 |
2600 | 2288 | АИРМ112М4 | 7,5 | 3000 |
ДЫМОСОСЫ
- Дымососы в котельной обычно устанавливают поагрегатно на один или два спаренных котла.
- Групповые дымососы устанавливают лишь в котельных малой мощности и там, где установлены групповые экономайзеры или золоуловители.
- Число устанавливаемых дымососов и их производительность, обуславливаются мощностью котельной установки.
- Необходимое разрежение, создаваемое тяговым устройством, зависит от суммы сопротивлений отдельных элементов, входящих в состав котельной установки (аэродинамические сопротивления: топки, котла, воздухоподогревателя, золоуловителя, шиберов, борова и дымовой трубы), и должно быть на 20% больше последней. Сопротивления определяют при максимальной (номинальной) нагрузке котельной установки. Сопротивление топок (слоя топлива, топочной решётки, горелок и т. п.), оборудованных дутьём, преодолевается при помощи вентиляторов, на долю же тягового устройства приходится лишь создание небольших разрежений в топочном пространстве (2÷4 мм вод. ст.). При сжигании твёрдого, жидкого и газообразного топлива без дутья необходимое разрежение в топочном пространстве должно быть в пределах 4÷8 мм вод. ст.
- Температура отсасываемых газов при искусственной тяге должна быть не ниже 100°С и не выше 280°С, т.к. при температуре ниже 100ºС происходит ржавление дымососов, а температура выше 280°С отрицательно влияет на их прочность.Если температура дымовых газов выше 250°С, следует подмешивать холодный воздух.
- В небольших котельных установках в качестве дымососов можно устанавливать центробежные вентиляторы среднего давления.
- Дымососы присоединяют всасывающими патрубками или прямо к газоходу, отводящим газы в боров, или к борову перед дымовой трубой. Нагнетательный патрубок дымососа присоединяют диффузором непосредственно к дымовой трубе или к борову, идущему к дымовой трубе.
- Каждый дымосос должен иметь на всасывающем и нагнетательном патрубках по заслонке для отключения их от газоходов, когда это необходимо.
- Размещение дымососов можно выполнить как внутри здания котельной, так и за его пределами. Не рекомендуется устанавливать тягодутьевые машины на открытом воздухе при расположении котельных среди жилого массива.
- Наиболее простым способом регулирования тягодутьевых машин является регулирование шибером в тракте. Однако этот способ наименее экономичен, т.к. шибер не влияет на производительность и напор машины, а лишь искусственно повышает сопротивление тракта. Хотя при шиберном регулировании потребляемая мощность и падает с уменьшением расхода, этот способ регулирования, как правило, применять не следует. К.п.д. установки при шиберном регулировании (учитывающий потерю напора в шибере) резко снижается, пропорционально отношению требуемого напора по характеристике тракта к напору, развиваемому машиной (при данном расходе). В случае установки шиберов расположение их, в целях снижения расхода мощности при дросселировании тракта, должно быть таким, чтобы при частичном прикрытии их поток отжимался в направлении вращения ротора.
- Более экономичными являются способы регулирования:
- изменение числа оборотов двигателя;
- установка на всасе машины направляющего аппарата с поворотными лопатками (осевого или радиального типа) или
- установка направляющего аппарата упрощенного типа, создающих закручивание входящего потока по направлению вращения ротора.
- Для случаев работы котельной установки на многозольном топливе при сжигании его во взвешенном состоянии и отсутствии золоулавливания, следует предпочитать установку дымососа с меньшим числом оборотов, даже если этот вариант оказывается менее экономичным, т.к. из-за быстрого износа дымососа летучей золой при большем числе оборотов резко снижается срок службы дымососа и тем самым уменьшается надёжность агрегата.
Дымососы центробежные котельные тип ДН | |||||||
Общий вид | Заводское обозначение (ТУ 108. 1360-85) | Параметры в рабочей зоне | Двигатель | Частотавращения,(об./мин) | Масса*,(кг) | ||
Производительность,(м³/час) | Полное давление, (Па) | Типоразмер* | Мощность, (кВт) | ||||
![]() |
Д-3,5М | 4300 | 450 | 4АМ100S4 | 3,0 | 1500 | 100,0 |
ДН 6,3 | 5102 | 880 | 4А112М4 | 5,5 | 370,0 | ||
ДН 8 | 10460 | 1430 | 4АМ160S4 | 15,0 | 520,0 | ||
ДН 9 | 14900 | 1810 | 4АМ160S4 | 15,0 | 592,0 | ||
ДН 10 | 20430 | 2230 | 4АМ180М4 | 30,0 | 742,0 | ||
ДН 11,2 | 28700 | 2810 | 4АМ200L4 | 45,0 | 1 048,0 | ||
ДН 12,5 | 39900 | 3510 | 4АМ250S4 | 75,0 | 1 329,0 | ||
ДН 13 | 60000 | 3270 | 4АМ250М4 | 90,0 | 1 560,0 | ||
ДН 6,3 | 3400 | 390 | 4А112М6 | 3,0 | 1000 | 370,0 | |
ДН 8 | 6970 | 630 | 4АМ160S6 | 11,0 | 515,0 | ||
ДН 9 | 9930 | 800 | 4АМ160S6 | 11,0 | 592,0 | ||
ДН 10 | 13620 | 990 | 4АМ160S6 | 11,0 | 742,0 | ||
ДН 11,2 | 19130 | 1240 | 4АМ200М6 | 22,0 | 1 048,0 | ||
ДН 12,5 | 26600 | 1550 | 4АМ200L6 | 30,0 | 1 329,0 | ||
ДН 13 | 40000 | 1450 | 4АМ200L6 | 30,0 | 1 560,0 |
ТРУБА ДЫМОВАЯ
Дымовая труба и дымосос служат для создания тяги в котельной установке. Существуют два вида тяги: естественная и искусственная (принудительная).
- Естественная тяга создаётся дымовой трубой вследствие разности плотностей наружного (холодного) воздуха и горячих (тёплых) уходящих газов. Более тяжёлый холодный воздух поступает в топку и вытесняет более горячие газы (продукты сгорания), в результате чего возникает движение газов по газоходам котла и дымовой трубе. То же объяснение - Действие котельной тяги (движение воздуха через топочную решётку, слой топлива, шлака и продуктов сгорания через газоходы, борова, циклоны и дымовую трубу наружу) основано на том, что давление столба продуктов сгорания (дымовых газов) в трубе меньше давления соответствующего по высоте столба наружного воздуха, имеющего большую плотность. В результате наружный воздух вытесняет из котла дымовые газы.
Величина тяги прямо пропорциональна высоте трубы, чем выше дымовая труба, тем тяга больше. Скорость движения дымовых газов в трубе при естественной тяге должна находиться в пределах 6 – 10 м/с. Для котельных малой мощности проектируют одну (для всех котлов) дымовую трубу. В соответствии с пожарными требованиями дымовая труба должна быть не менее чем на 5 м выше всех окружающих зданий, расположенных в радиусе 25 м. Высота дымовой трубы котельной, оборудованной золоулавливающими устройствами, должна быть не менее 20 м при среднесуточном расходе топлива до 0,278 кг/с (1001 кг/ч), и не менее 30 м при расходе топлива 0,278 – 1,38 кг/с (1001 – 4968 кг/ч). Эти соотношения не относятся к котельным, работающим на древесном топливе и газе. При использовании газообразного топлива высоту дымовой трубы можно уменьшить до 20 м. При расположении зданий высотой более 10 м в радиусе 200 м от котельной минимальную высоту трубы принимают 45 м. - Искусственная тяга создаётся дымососами. Она применяется в тех случаях, когда дымовая труба не может обеспечить необходимой тяги или получается слишком высокой. Котельные с отопительными котлами, работающими на твёрдом топливе, должны быть оборудованы золоулавливающими устройствами, имеющими очень высокое сопротивление 390 – 590 Па (40 – 60 мм вод.ст.). Для преодоления такого сопротивления требуется дымовая труба высотой 40 – 50 м, которую соорудить весьма сложно. В этом случае сооружают минимально возможную (исходя из санитарных норм) по высоте трубу с дымососом. При малых нагрузках в целях экономии электроэнергии следует работать без дымососа. Максимальная скорость газов на выходе из трубы при искусственной тяге допускается до 20 м/с, минимальная не должна быть меньше 6 м/с. При искусственной тяге температура уходящих газов на выходе из трубы принимается равной температуре перед дымососом.
ТРУБА ДЫМОВАЯ СТАЛЬНАЯ | |||||||||
Общий вид | Внутренний диаметр ствола Dу, (мм) | Высота ствола Н, (м) | Расход газов, (м³/ч) | Число ярусов растяжек | Число растяжек в ярусе | Угол между растяжками в плане, аº | Расстояние крепления растяжек в плане В, (м) | Масса, (т) | |
min | max | ||||||||
ТД - 0,3х33* | |||||||||
![]() |
300 | 33 | 1620 | 4860 | 3 | 3 | 120 | 15,0 | 3,77 |
ТД - 0,5х15*(25,5*) | |||||||||
500 | 15 | 4240 | 12720 | 1 | 3 | 120 | 8,1 | 2,04 | |
25,5 | 2 | 11,0 | 4,17 |